Министерство транспорта Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

(Росморречфлот)

29 августа 2021, 21:35

Памяти Михаила Петровича Ненашева

Общероссийское движение поддержки флота с прискорбием сообщает:

29 августа в Москве скоропостижно скончался председатель ДПФ, кап. 1 ранга запаса, кандидат политических наук, депутат Госдумы V созыва Михаил Петрович Ненашев.

Смерть вырвала лидера ДПФ из рядов крупнейшей общественной флотской организации в расцвете сил и на пике новых замыслов за считанные дни до 30-летнего юбилея им основанного Движения.   

Начинавшееся группой энтузиастов Общероссийское движение поддержки флота сегодня объединяет более 50 тысяч человек в 63 региональных отделениях и представительствах, в том числе в Белоруссии и на Украине.

Михаил Ненашев родился в 1960 году в селе Козловка Терновского района Воронежской области в многодетной крестьянской семье. Отец, Петр Афанасьевич, был мастером дорожного строительства. Мама, Вера Максимовна, работала дояркой в колхозе.

Трудиться в колхозе начал еще в школьные годы в возрасте 14 лет, затем поступил на заочную форму обучения журналистского отделения филологического факультета Воронежского государственного университета откуда в 1978 году был призван на Северный флот.

Ненашев считал важным и всю свою деятельную жизнь гордился тем, что начинал флотскую службу матросом БЧ-5, электромеханической боевой части, на сторожевом корабле. После срочной принял решение продолжить службу на флоте офицером. В 1983 году окончил Киевское Высшее военно-морское политическое училище и вернулся на Северный флот, где служил заместителем командира морского тральщика по политчасти, затем в штабе Кольской флотилии разнородных сил. В 1990 году поступил в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина.  

В начале бурных 90-х во главе группы морских офицеров, моряков торгового флота, рыбаков и судостроителей выступил с инициативой начать подготовку к предстоящему в 1996 году 300-летию Российского флота. Не встретив поначалу активной поддержки во власти, энтузиасты обратились к общественности, к ветеранам и дело сдвинулось. В стране впервые был создан общественный Совет «300 лет Российскому флоту», который затем, после успешного проведения юбилея в общегосударственном масштабе, был преобразован в Общероссийское движение поддержки флота.

Вместе с проведением высоких заседаний и конференций удалось раскачать власть и бизнес на большую программу помощи флотам, военным морякам, ветеранам, морским и речным учебным заведениям, серьезно поддержать социальную инфраструктуру флотских пунктов базирования, в том числе, главной базы Черноморского флота – «заграничного» тогда Севастополя.
На поднятой энтузиастами волне исторической памяти и общественного интереса к флоту Ненашев и его соратники проводят всколыхнувший молодежь «Морской вечер в Кремле» и готовят осмысляющую рубеж 300-летия флота книгу «Военно-морская идея России», первое массовое издание которой выходит в 1997 году.

Тогда же в конце 90-х, в разгар смуты и разброда по инициативе Ненашева ДПФ  удалось поднять общественность и собрать  средства на достройку трех кораблей — морского тральщика «Валентин Пикуль» для Черноморского флота  пограничных транспортных кораблей «Ханты-Мансийск» и «Югра».

Глубоко изучив взаимосвязь истории страны с развитием морского и речного дела, Михаил Ненашев первым в стране провозгласил тезис о неделимости Флота, как общенационального достояния и одного из самых мощных инструментов внешней и внутренней политики  государства. Под его руководством ДПФ в течение 30 лет отстаивает комплексный подход к проблеме, включающий развитие военной и гражданской составляющих флота, морскую пограничную охрану, береговую инфраструктуру и порты, судостроение, морскую науку,  образование, профориентацию, просвещение и патриотическое воспитание молодежи.

В марте 1999 года после нескольких лет кропотливой подготовительной работы Движение организовало проведение всероссийской научно-практической конференции «Национальная морская политика России: разработка и реализация», открыл которую докладом по основным темам председатель ДПФ М.П.Ненашев. На конференции впервые был введен в научный и общеупотребительный обиход термин Национальная морская политика.  

 По итогам своей работы Конференция рекомендовала руководству всех ветвей государственной власти и отраслей, среди прочего:

- Приступить к разработке Концепции национальной морской политики России, которая должна определить стратегические направления обеспечения национальных интересов страны и усиления роли России как великой морской державы. Концепция национальной морской политики должна стать составной частью Общей Государственной политики России в XXI веке. На основе Концепции национальной морской политики России принять морскую доктрину России».

- В неотложном порядке разработать и внести предложения высшему руководству России по срочному принятию законодательных, нормативно-правовых и административных мер, обеспечивающих:

– приоритетные позиции национального флота и отраслей промышленности, связанных с обеспечением его функционирования, по отношению к иностранным флотам, поставщикам и потребителям;

– стимулирование развития морского, речного, рыбопромыслового флотов России, судостроения и судоремонта на отечественных заводах и верфях, поставки рыбопродукции на внутренний рынок, строительства и реконструкции российских портов, внедрения новых технологий, проведения научных исследований, заинтересованности в использовании Российского Флота и портов;

– организацию транзита грузов через российские порты;

– приоритет российских грузоперевозчиков при решении вопроса об открытии внутренних водных путей для иностранных судов;

– резервирование квот вылова товароемких ресурсов, распределение их между заинтересованными ресурсопользователями для направления средств, полученных за счет квотирования вылова биоресурсов на развитие рыбопромыслового флота и других морских структур страны;

– благоприятный для развития отечественного флота, для возвращения кораблей под российский флаг налоговый и таможенный режимы, дифференцированный государственный протекционизм;

- В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, государственных, общественных и общественно-политических структур по вопросам разработки и реализации национальной морской политики создать при Президенте России Морскую Коллегию (на общественных началах).

Два года спустя этот концептуальный прорыв в государственном и общественном осознании проблемы привел к принятию первой Морской доктрины современной России, учреждению Морской коллегии при правительстве РФ, и в дальнейшем, системному включению морских, судостроительных, рыбопромысловых тем, освоения арктического шельфа и Севморпути, развития внутренних водных путей в повестку дня федерального центра.

Вышедшая 10-тысячным тиражом по итогам конференции книга стала базовым трудом для властей и профессионалов, попав в профильные кабинеты, учреждения морского образования, флотские, корабельные и судовые библиотеки.

За вклад в разработку национальной морской политики России в 1999 году Русский биографический институт признал Михаила Ненашева «Человеком года».

В начале 2000-х годов руководство ДПФ во главе с Ненашевым предотвратило осуществление подготовленного рядом военно-морских руководителей решения о продаже ТАКР «Адмирал Кузнецов» на металлолом. Вопреки официальному регламенту подписанное лидером  ДПФ заявление было напрямую представлено главе правительства, позволив сорвать скандальную операцию и сохранить для страны институт морской палубной авиации, компетенции проектирования и строительства авианосных кораблей.

Огромную работу Михаилу Ненашеву удалось осуществить в период работы С 2007 по 2011 годы депутатом Госдумы пятого созыва, являлся руководителем подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Комитета ГД по обороне.

Представляя в нижней палате Мурманскую область он обратился к крупным ресурсодобывающим компаниям, работающим на севере, с призывом платить налоги в тех местностях, где они получают прибыль. Как депутат и как лидер ДПФ с трибуны Госдумы в 2009 году он выступил с законодательной инициативой о внесении 2 сентября в перечень «дней воинской славы и памятных дат России» как Дня победы нашего Отечества над Японией. Целый ряд крупных морских и портовых проектов получил путевку в жизнь при активном и принципиальном участии депутата Михаила Ненашева, ставшего одним из деятельных сторонников консолидации оказавшейся на грани уничтожения отечественной судостроительной промышленности на базе учрежденной в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации.

Очень много сделано Михаилом Ненашевым на посту заместителя руководителя Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта. В том числе, благодаря его неутомимому участию развитие Севморпути было признано национальным приоритетом, появился целый ряд федеральных программ, связанных с развитием российского арктического и приарктического регионов. Не раз вмешательство ДПФ и его лидера фактически спасали от ликвидации Московскую государственную академию водного транспорта,

Программа ДПФ «Морское просвещение России», в которую он вложил часть своего сердца, это десятки ежегодных конференций и круглых столов с участием молодежи вузов, колледжей, курсантов и кадетов, посвященных жизни и наследию русских флотоводцев, героев и созидателей нашего Флота.

В одном из недавних интервью Михаил Ненашев отмечал: «Наша история очень богата не только на все виды потрясений, но и на способы их преодоления. И та же история показывает, что среди наиболее психологически устойчивых, организованных,  способных к выработке неожиданных «антикризисных» решений социальных групп – сообщество профессионалов-коллективистов - моряков и речников.  

Благодаря великой русской культуре, дарованной предками мощной генетике, урокам и закалке уникальной тысячелетней истории мы способны находить и неуклонно воплощать самые верные, тонкие, эффективные и долгоиграющие решения для любых проблем. И в этом деле нам нет равных в мире».  

М.П. Ненашев, кандидат политических наук, автор более 2-х тысяч статей, интервью и материалов в средствах массовой информации по актуальным проблемам разваития флота и морским вопросам политики России.

Соратники по ДПФ сделают все, чтобы на достойном уровне продолжить дело жизни Михаила Ненашева, выраженное в девизе Движения «Вместе за Россию и Флот!».

Слова самого искреннего соболезнования адресуем сегодня родным и близким нашего лидера, соратника и друга. С вами скорбит сегодня Флот России, которому он посвятил всего себя!

 

Правление и Центральный совет ДПФ

Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта  и Общественный совет при Росморречфлоте присоединяются к соболезнованиям родным Михаила Петровича Ненашева, внесшего поистине неоценимый вклад в сохранение и  развитие водного транспорта нашей страны и защиту его тружеников!   


< Назад