Министерство транспорта Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

(Росморречфлот)

29 марта 2017, 17:25

Первый морской, речной экологический форум

Россия - крупнейшая по территории, обладающая мощным научно-интеллектуальным потенциалом и одна из самых богатых водными ресурсами стран мира, призвана выработать и сделать концептуальной основой государственной стратегии здоровый баланс между интересами экологии, приоритетом защиты водных богатств и задачами ускоренного социально-экономического развития страны. К такому выводу пришли участники первого Морского, речного экологического форума, проведенного в Москве Общероссийским Движением поддержки флота (ДПФ) во взаимодействии с Федеральным агентством морского и речного транспорта на площадке Московской государственной академии водного транспорта.  
Синие полосы Андреевского флага символизируют нашу ключевую миссию скрепления России линиями рек и морей, отметил в своем выступлении председатель ДПФ Михаил Ненашев.   Именно российское морское, речное, флотское и судостроительное сообщество, исторически проникнутое философией уважения к океанам, морям и рекам, считает он, обладает достаточными познаниями, кругозором, интеллектом и энергией для того, чтобы возглавить и организовать работу по выработке перспективных комплексных подходов к проблеме сохранения и рационального использования наших морей и рек, водных ресурсов нашей страны, подав необходимый пример для всего мира.
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай напомнил, что водная среда является самой уязвимой средой нашей планеты, абсолютное большинство загрязняющих и вредных веществ находятся и проявляют себя именно в воде в силу того, что она является идеальным растворителем, и одновременно, самым широко используемым человеком природным ресурсом.  По его мнению, при выработке оптимальных решений, сочетающих природоохранные темы с интересами развития экономики и бизнеса, необходимо хорошо знать и использовать наработки, уже достигнутые с участием России, в том числе, по линии Международной морской организации и ее Комитета по защите морской среды. Возложенное на Агентство ответственность за работу подсистем предупреждения аварийного разлива нефтепродуктов на море и, с прошлого года, также на внутренних водных путях, - очень непростая задача, в том числе и потому, что экология находится и часто используется на переднем крае борьбы за ресурсы, в том числе, финансовые. К счастью, водная среда сохраняет способность восстанавливаться от причиненного ей вреда, надо только уметь критически оценивать свою деятельность, сохранять способность иногда делать шаг назад и давать природе такой шанс, подчеркнул он. Научиться помогать в этом природе А.Пошивай призвал молодых участников форума, напомнив им о возможностях, предоставляемых вузами системы РМРФ, и ряде интересных научных разработок наших ученых, позволяющих дистанционно определять характер и источники загрязнений, поступающих в водоемы.  
В своих выступлениях заместитель министра природных ресурсов Сергей Ястребов, замруководителя Ростехнадзора Александр Рыбас, начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства Андрей Здетоветский, начальник службы экологической безопасности Штаба МТО Вооруженных сил России Андрей Петров рассказали о выполняемых их ведомствами задачах в природоохранной сфере и внесли конкретные предложения в проект резолюции форума. Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Колодяжный рассказал о уже реализующихся корабелами ОСК и других российских верфей перспективных судостроительных проектах, позволяющих обеспечить радикальное снижения экологического ущерба от передвижения и работы морских и речных судов, офшорных сооружений, плавучих атомных электростанций и т.д.
Он, в частности, сообщил о двух новых направлениях в отечественном судостроении, позволяющих резко сократить загрязнение природной среды водным транспортом. В прошлом году, сообщил Колодяжный, на финском предприятии ОСК был сдан первый ледокол, работающий на сжиженном природном газе. Кроме того, крупнейшая в России судостроительная компания разработала несколько проектов судов разного предназначения класса на полном электродвижении, которые, по его словам, будут доступны для тиражирования всем отечественным верфям, в том числе, находящимся вне периметра ОСК.        
Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон, советник заместителя министра обороны РФ, адмирал Иван Васильев рассказали о нарастающих объемах природоохранной деятельности по своим направлениям и пригласили вузовскую молодежь, студентов, курсантов морских и речных вузов включаться в реализацию этих проектов.     
Ученые научно-исследовательских центров Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Москвы поделились целым рядом идей и разработок, позволяющих предотвращать аварии на водоемах с ущербом водной среде, высокоэффективные устройства по очистке и обеззараживанию сточных и загрязненных вод. Завкафедрой Волжского государственного университета водного транспорта Станислав Ермаков сделал презентацию запатентованного российскими учеными уникального трехчастотного радара, позволяющего с высочайшей точностью определять границы, структуру и источник загрязнения поверхности водоемов с самых разных стационарных и мобильных носителей, от маяков до квадрокоптеров и спутников. В свою очередь, доцент того же вуза Дмитрий Мизгирев, в 26 лет защитивший докторскую диссертацию по экологической тематике, рассказал о уже доведенном до уровня работающих устройств инновационном оборудовании, позволяющем на крупных судах непосредственно на борту перерабатывать отходы всех видов, включая льяльные воды и нефтесодержащие жидкости.      
В завершение Михаил Ненашев отметил высокую содержательную насыщенность мероприятия, на котором выступило более 20 докладчиков, и перспективу продолжения этой полезной стране дискуссии на втором Морском, речном экологическом форуме, подготовка к которому начнется в самое ближайшее время. Председатель ДПФ поблагодарил участников и призвал их в течение недели представить свои предложения для включения в итоговые материалы форума, которые будут направлены руководству страны.
 

< Назад