Министерство транспорта Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

(Росморречфлот)

18 октября 2020, 22:32

Морской порт Ванино отмечает 77-й день рождения в качестве лидера инфраструктурной модернизации морской отрасли

ПОРТ ВАНИНО (Хабаровский край). Глубоководная бухта Ванина (названная в честь русского военного топографа Иакима Клементьевича Ванина) была открыта в мае 1853 года. Впервые появилась на российских морских картах в 1876 году, благодаря экспедиции по исследованию Татарского пролива. Освоение бухты началось в 1939 году.

Официальная дата основания порта — 18 октября1943 года. В этот день Дальневосточным морским пароходством утверждено штатное расписание портового пункта Ванино.Уже в апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс.

К 1951 году был утвержден генеральный план развития порта, и все последующие годы порт активно развивался: в 1957 году приступил к отгрузке леса на экспорт в Японию, в 1959 году начал переработку и отправку грузов в пакетах и контейнерах. В этом же году были организованы регулярные судоходные линии между портом Ванино и портами Сахалина и Японии, начались регулярные рейсы в порт Магадан. В 1960 году порт перешел на круглогодичную работу с использованием ледоколов.  В 1973 году вступила в работу железнодорожная паромная переправа Ванино — Холмск.

Весной 1974 года коллегия Министерства морского флота СССР отнесла порт Ванино к высшей категории. Он стал седьмым по значению портом Советского Союза. В последующие годы порт активно наращивал грузооборот и в 1986 году, переработав 10 млн. тонн грузов, стал первым среди портов Дальнего Востока. Девяностые годы прошлого века стали тяжелым испытанием для порта. Было потеряно больше половины грузопотоков, в первую очередь за счет сокращения каботажных перевозок на Сахалин и Магадан. Общие потери грузов Дальневосточного Севера превысили 6 млн. тонн.

В 1993 году предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа «Ванинский морской торговый порт».

Морской порт Ванино с девяностых годов стал прирастать новыми мощными терминалами, границы порта значительно увеличились. На сегодняшний день в морском порту Ванино осуществляют свою деятельность четыре стивидорные компании: ОА «Порт Ванино», ООО «Трансбункер Ванино», АО «Дальтрансуголь» и ОА «ВаниноТрансУголь». Общий грузооборот в морском порту Ванино за 2019 года составил более 31 млн. тонн. Продолжается интенсивное развитие порта и значительный рост грузооборота.

В сентябре 2020 года в морском порту Ванино начал работать специализированный угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучке, строящийся в рамках федерального проекта «Морские порты России» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.    

В рамках первой очереди морского угольного терминала АО «ВаниноТрансУголь» (входит в группу компаний «Колмар») грузопоток составит 12 млн тонн угля в год. На полную мощность комплекс выйдет в 2023 году, нарастив объемы перевалки угля вдвое. После вывода на полную мощность перегрузочный комплекс ВТУ станет одним из крупнейших морских угольных терминалов в РФ.  

В мероприятии приняли руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, глава Якутии Айсен Николаев, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока Дмитрий Тетенькин и другие.

Начало работы современного угольного терминала ВТУ, наряду с решением экономических и логистических вопросов, представляет собой и важный вклад в решение экологических проблем Приморья, поскольку в проекте воплощены лучшие природоохранные технологии и мероприятия, подчеркнул Александр Пошивай.

В состав современного технологического оборудования комплекса, который оснащен мощной установкой пылеподавления, входят пересыпные станции, вагоноопрокидыватели, конвейерные галереи и судопогрузочные машины. Основой процесса экологичной перевалки угля является единый замкнутый цикл погрузки – важный пример для большинства дальневосточных морских терминалов.


< Назад