Министерство транспорта Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

(Росморречфлот)

20 октября 2021, 11:50

На президиуме Госсовета состоялось обсуждение проекта Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года

МОСКВА. Министр транспорта Виталий Савельев на президиуме Госсовета, проходившем по председательством президента России Владимира Путина, представил основные подходы и целевые показатели проекта Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

Проект разработан при участии отраслевой и научной общественности, одобрен Правительственной комиссией по транспорту, Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, комиссией Государственного Совета по направлению «транспорт».

При разработке, по словам министра, применен ряд новых подходов к целеполаганию для транспортной отрасли, которые стали основой для стратегии.

Первое: ключевой принцип стратегии – это клиентоцентричность. Стратегия отрасли впервые структурирована не по видам транспорта, а по категориям услуг в интересах граждан, предпринимателей и государства. Транспорт – это обеспечивающая отрасль для экономики, её основа и скелет, она не может существовать в отрыве от запросов общества и государства.

Второе: главными базисами для стратегии стали инновации и мировой опыт. Технологическая основа экономики и отрасли изменилась за последние десятилетия, и это нашло отражение в новой стратегии.

Третье: введён механизм Единой опорной транспортной сети, разработаны критерии отнесения объектов инфраструктуры к Единой опорной транспортной сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной синергии.

Для обоснования направлений развития инфраструктуры впервые в новейшей истории планируется начать разработку транспортно-экономического баланса совместно с Минэкономразвития России и с заинтересованными организациями.

Четвёртое: один из основных акцентов стратегии – ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения: от беспилотного транспорта до низкоуглеродных решений.

Пятое: особое внимание уделено концепции устойчивого развития, включающей инициативы по экологии, безопасности и развитию человеческого капитала.

На слайде три представлены целевые результаты транспортной стратегии.

К 2035 году планируется достигнуть следующих прогнозных результатов.

Ускорение перемещений несырьевых грузов в четыре раза – до тысячи километров в сутки, и это должно быть достигнуто в первую очередь за счёт контейнерных поездов, электронных документов и беспилотников.

Развитие и поддержание в нормативном состоянии инфраструктуры.

Введено понятие Единой опорной транспортной сети, при этом сквозной нитью в стратегию заложена идея поддержания основных фондов транспортного комплекса в нормативном состоянии.

Конкретно для Единой опорной транспортной сети, куда входят как федеральные, так и некоторые региональные дороги, будет [обеспечено] нормативное [состояние] до 85 процентов для всех в совокупности [дорог сети] к 2035 году.

Доля документов для перевозок, оформляемых в электронном виде, должна вырасти до 100 процентов.

Увеличение провозной способности железнодорожных участков в экспортном направлении запланировано до 327 миллионов тонн в зависимости от сценария развития. Мы говорим о совокупности проектов КПМИ [Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры], подходов к портам северо-запада, Азово-Черноморского бассейна, Восточного полигона..

На слайде шесть – прогнозные экономические условия. При разработке сформирована прогнозная модель – прообраз транспортно-экономического баланса. В данной модели в части грузоперевозок наибольшую эффективность показали перевозки железнодорожным и внутренним водным транспортом.

Как подчеркнул Виталий Савельев, предлагается нарастить долю внутреннего водного транспорта в грузообороте в два раза. Мировая практика и опыт СССР показывают существенные перспективы использования внутренних водных путей, экологического и эффективного водного транспорта. Во многих странах доля такого транспорта ощутима в общем объёме грузооборота, например, в США – семь процентов, в Германии – 11 процентов, в Китае при сопоставимой протяжённости путей – восемь процентов. В рамках стратегии планируется обеспечить рост перевозок внутренним водным транспортом в Российской Федерации на 4,5 процента ежегодно: со 108 миллионов тонн в 2019 году до 222 миллионов тонн, или до 2,6 процента от объёма перевозок без учёта трубопроводного транспорта.

Отдельно выделены базовые задачи стратегии: защита национальных интересов России, безопасность на транспорте и транспортная безопасность, обслуживание внешней торговли и экспорт транспортных услуг, обороноспособность и мобилизационная подготовка, кадровое сопровождение и развитие человеческого капитала, экология и устойчивое развитие.

Слайд восемь – принципы развития Единой опорной транспортной сети.

Важнейшей инновацией стратегии стала концепция Единой опорной транспортной сети. Разные виды транспорта развиваются с различной динамикой и необходимы методы оценки сбалансированности их развития в составе Единой опорной транспортной сети с целью приоритизации наиболее экономически, экологически, социально значимых транспортных связей. Минтрансом выработаны критерии по отнесению тех или иных объектов транспортной инфраструктуры к составу соответствующих сетей.

Целью развития единой сети является достижение нормативного состояния для 85 процентов сети к 2035 году и устранение узких мест.

Слайд девять – принципы развития транспортных услуг на пассажирские перевозки, повышение мобильности в дальнем сообщении и в развитии туризма.

Слайд 10 – принципы развития грузовых перевозок, в том числе транзита.

Для грузовладельцев будут созданы условия для повышения скорости доставки товаров, её точности. Совокупность мер развития позволит нарастить в шесть раз контейнерный транзит через территорию России. За счёт развития внутренних водных путей сократится себестоимость перевозки для грузоотправителей, тяготеющих к Единой глубоководной системе европейской части России. Стимулирование создания новых транспортно-логистических центров придаст импульс развитию электронной торговли.

11-й слайд – цифровая трансформация отрасли.

Другим важным направлением работы станет цифровая трансформация – один из важнейших разделов стратегии. Он включает наши известные инициативы, такие как «Автономный транспорт», включая «виртуальную сцепку», проект «Бесшовная грузовая логистика» – он предполагает переход на электронные перевозочные документы, а также дальнейшее внедрение электронных пломб, – проект «Зелёный цифровой коридор пассажира» – биометрическая идентификация пассажиров и безналичная оплата проезда. Оцифровка инфраструктуры, интеллектуальные пункты пропуска, BIM-технологии, цифровые двойники, интеллектуальные транспортные системы. Цифровизация позволит достичь снижения издержек и роста производительности труда минимум в два раза.

На слайде 12 – базовые задачи: кадры, экология, безопасность, экспорт транспортных услуг и защита национальных интересов.

Цифровизация и развитие технологий ставят новые требования к транспортному образованию и развитию человеческого капитала. В этом году по предложению Минтранса России Правительство утвердило Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса на период до 2035 года, где подробно изложены направления развития.

В стратегии предлагается отдавать приоритет экологическим технологиям и транспортным средствам на альтернативных видах топлива, созданию преференций для железнодорожного и водного транспорта как более экологичных, введению ограничений на использование транспортных средств с низкими экологическими классами, реализации принципов социально ответственного инвестирования.

В части экспорта транспортных услуг у России есть возможность развивать международные хабы и занять более существенную долю рынка, чем сейчас. Вместе с реализацией инициатив по росту объёма грузового транзита ожидается рост экспорта услуг транспортного комплекса в 2,2 раза.

Увеличение инвестиций в транспортный сектор, по оценкам, создаст мультипликативный эффект на экономику, и для достижения целей стратегии в базовом сценарии необходимо увеличить инвестиции в транспорт с существующих 2,3 процента ВВП в среднем за 2014–2019 годы до 3,1 процента ВВП, что будет соответствовать среднемировому уровню.

По совместной с Минэкономразвития оценке, совокупный эффект от реализации стратегии до 2035 года превысит 90 триллионов рублей, при этом с эффектами до 2050 года цифра возрастает до 180 триллионов рублей.

Подводя итоги состоявшейся на заседании дискуссии по данной теме, президент, поблагодарив всех, кто работал над этим важнейшим документом, обратил внимание на ряд проблемных вопросов, которые следует учесть в плане реализации Стратегии, что было поручено правительству оперативно разработать и утвердить.

В качестве одного из примеров Владимир Путин привел то, что было получено в результате проверок исполнения принятых ранее решений и законов по вопросам развития инфраструктуры морских портов. Действительно, за последние 15 лет – это впечатляющая на первый взгляд цифра – мощности портовые выросли у нас в три раза, до 1,2 миллиарда тонн, но… У нас 67 морских портов работает, но только шесть из них загружены в полную мощность, а 61 – недогружены, мягко говоря. Основной фактор, сдерживающий повышение их конкурентоспособности, – а речь идет о конкурентоспособности отрасли в целом: когда мы говорим о портах, мы понимаем значение портов в транспортной инфраструктуре в целом, – это отсутствие эффективной системы управления грузопотоками с применением цифровых технологий. А мы принимали решение о развитии этой системы. Они так до конца и не доведены, эти решения, до полного исполнения.

По оценке главы государства, имеются вопросы и по части эффективности управления имуществом, по синхронизации программ развития взаимодействующих видов транспорта, контроля за рейдовой перевалкой грузов и ряду других направлений.

Завершая заседание Владимир Путин напомнил, что основными целями стратегии являются повышение пространственной связанности и территориальной доступности нашей территории, повышение мобильности населения, увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий и, конечно, цифровая и низкоуглеродная трансформация всей отрасли, ускоренное внедрение новых технологий.

Страна добьется этого результата только в том случае, если будем работать ритмично, слаженно, дисциплинировано и с полной ответственностью за то дело, которое нам поручено страной. Я хочу вас нацелить именно на такую созидательную, конкретную совместную работу, подчеркнул президент России.

Стенограмма заседания, фото и видеоматериалы – http://kremlin.ru/events/president/news/66968


< Назад