• 23 сентября, 
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
(Росморречфлот)
Главная // Новости / Анонсы и объявления / /
27 марта 2020, 12:10

Доклад руководителя Росморречфлота на итоговом заседании Коллегии и Общественного совета при Росморречфлоте

Доклад руководителя  Федерального агентства морского и речного транспорта А.И.Пошивая «Об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2019 году, задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу до 2022 года»

 

Уважаемые члены Коллегии и участники заседания!

Рад приветствовать Вас на расширенном заседании Коллегии Росморречфлота, которое мы проводим совместно с Общественным советом.

Формат нашего заседания пришлось изменить в связи известными событиями, но это не помешает нам сегодня подвести итоги работы отрасли за прошедший год и наметить планы на ближайшую перспективу.

Хочу высказать благодарность за совместную работу Министерству транспорта, общественным организациям – Российской палате судоходства, Ассоциации морских торговых портов, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, бизнес-сообществу.

Реализация поставленных задач в 2019 году стала возможна при наших совместных усилиях.

В отчетном году наши цели были определены рядом документов стратегического планирования:

- Транспортной стратегией до 2030 года;

- Стратегией развития внутреннего водного транспорта до 2030 года;

- государственными программами, по мероприятиям которых выступаем исполнителем или участником;

и нашим ключевым документом - Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года». Росморречфлот полностью реализует два федеральных проекта – «Морские порты России» и «Внутренние водные пути», а совместно с Росатомом выступает соисполнителем федерального проекта «Северный морской путь».

Эти цели отражены в Публичной декларации Росморречфлота.

 

Перейду к цифрам.

 

В 2019 году грузооборот морских портов России прирос почти на 3% (2,9%) и составил чуть более 840 млн тонн (840,3) (справочно: 2018 год –
816,5 млн тонн).

Положительная тенденция стала возможной благодаря развитию инфраструктуры морских портов, на чем я остановлюсь дальше подробнее.

Рост объемов грузопереработки был обеспечен в основном приростом доли наливных грузов. Объем перевалки сухогрузов снизился, в основном за счет уменьшения перевалки зерна, черных металлов.

В портах Азово-Черноморского бассейна и Балтийского бассейнов обеспечивается более 60% от общего объема перевалки.

Вырос грузооборот портов Арктического бассейна (+13% к уровню
2018 года) и Дальневосточного (+6,5%).

Продолжилась работа по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из портов сопредельных государств.

Разработаны соответствующие «дорожные карты» для каждого крупного грузоотправителя, содержащие контрольные показатели и конкретные мероприятия. Предусматривается поэтапная переориентация как на существующие терминалы морских портов Российской Федерации, так и строящиеся терминалы к 2022 году, за исключением сухих опасных химических грузов, весь объем которых планируется переориентировать к 2023 году.

По итогам работы в 2019 году объем перевалки внешнеторговых грузов через порты Балтии и Украины снизился почти на 6 млн тонн. (справочно:
в 2018 году – 51,7 млн тонн, 2019 год – 46 млн тонн)

В части перевозок грузов морским транспортом под государственным флагом – по итогам работы в 2019 году объем перевозок снизился на 12% и составил 32 млн тонн (справочно: в 2018 году- 36 млн тонн; снижение произошло в основном за счет введения в эксплуатацию Керченского моста).

Перевозки пассажиров морским транспортом составили
6,1 млн человек.

 

Увеличение мощностей портов – одна из стратегических задач, предусмотренных Комплексным планом.

За 15 лет мощность российских морских портов увеличилась почти в 2,5 раза. (2004 год – 452 млн тонн, 2019 год – 1130 млн тонн (оценка).

В отчетном году основные усилия были направлены на реализацию мероприятий федерального проекта «Морские порты России».

Подавляющее большинство мероприятий проекта реализуется с участием частных инвесторов.

Ввод в эксплуатацию объектов в порту Восточный (+16,5 млн тонн), строительство причала № 38 в порту Новороссийск (+3,5 млн тонн), а также реконструкции и ввод мощностей в портах Арктического (+2 млн тонн) и Балтийского бассейнов  (+3,5 млн тонн) обеспечили в 2019 году прирост портовых мощностей в размере около 26 млн тонн (25,95).

Не скрою, не все планы исполнены.

Банкротство подрядчика не позволило завершить строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград (планируемый прирост мощности 3 млн тонн). Контракт расторгнут, средства возвращены в бюджет. Принимаем меры по определению нового подрядчика.

Также инвестором нарушен срок ввода в эксплуатацию специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (планируемый прирост мощности 12 млн тонн). Требования по исполнению планов реализации мероприятий планируется закрепить на законодательном уровне через заключения обязывающих соглашений.

На реализацию инвестиционных проектов развития морской портовой инфраструктуры в 2019 году из федерального бюджета было направлено около 12 млрд рублей (11,8 млрд рублей).

Выполнялись работы по строительству береговой и морской инфраструктуры в морских портах Геленджик, Певек, Анадырь.

Дополнительным источником инвестиций в портовую инфраструктуру считаем портовый инвестиционный сбор.

Для выработки механизма использования доходов, получаемых от взимания сбора, в 2019 году утвержден Порядок определения размера инвестиционного сбора, его взимания и применения.

Работаем с ФАС России по перечню морских портов, в которых должен взиматься сбор.

Отмечаем рост заинтересованности бизнеса к механизму «частной концессионной инициативы» - по обращению ООО «Многофункциональный грузовой район» прорабатывается вопрос заключения концессионного соглашения на иных условиях в отношении объектов инфраструктуры порта Поронайск.

На 2020 год мы ставим перед собой задачу увеличить мощности морских портов России в объеме  более 40 млн тонн за счет реализации инвестиционных проектов Комплексного плана - ввода в эксплуатацию специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (+12 млн тонн) и в районе м.Открытый (инвестор ООО «Порт Вера»,+7 млн тонн), терминала навалочных грузов в порту Тамань (+13 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Балтийском бассейне (Усть-Луга, Высоцк: +7,2 млн тонн).

 

В плановом режиме ведутся работы по созданию условий для безопасного судоходства и эффективной хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне.

Реализуются проекты по развитию инфраструктуры в порту Мурманск, Певек.

По итогам навигации 2018 года объем перевозки грузов в акватории Северного морского пути увеличился на 56% и составил 31,5 млн тонн (справочно: 2018 год – 20,2 млн тонн), из них транзитных грузов порядка
700 тыс. тонн (697,3) (справочно: 2018 год – 491,3 тыс. тонн, +42%).

В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. В 2019 году выдано 799 разрешений на плавание в акватории Северного морского пути (2018 год – 792), из них судам под иностранным флагом выдано 100 разрешений (2018 год – 91).

Закончено строительство многофункционального линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт. В этом году ледокол будет введен в эксплуатацию для проведения ледокольных операций на прибрежных трассах Балтийского моря, арктических морей (выполнения вспомогательных операций и обеспечения безопасности мореплавания в летне-осенний период в западном районе Арктики, эпизодически – в восточном районе Арктики; в зимне-весенний период – в Балтийском море, эпизодически – в Белом море).

Среди мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» в зоне ответственности Росморречфлота находится строительство судов ледового класса.

В 2019 году начато строительство 2-х гидрографических и
2-х лоцмейстерских судов.

Несмотря на наблюдаемую волатильность рынков, в этом году планируем начать строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов ледового класса и ледоколов. 

 

Выполнение государственного задания по содержанию внутренних водных путей обеспечило функционирование внутреннего водного транспорта.

К сожалению, в работе внутреннего водного транспорта сохранилась тенденция снижения показателей.

В прошлом году уменьшилась отправка строительных грузов (в номенклатуре грузов доля их перевозки составляет более 50%) и зерна и как следствие произошло снижение объема перевозок на 7% до 108,1 млн тонн (справочно: 2018 года -116,2 млн тонн).

В то же время в полном объеме обеспечены перевозки грузов в районы Крайнего Севера и местности к ним приравненные. «Северный завоз» осуществлен в объеме 18,4 млн тонн грузов (+3% к объему навигации 2018 года).

Объем погрузочно-разгрузочных работ в речных портах практически остался на уровне предыдущего года - 126,5 млн тонн (справочно: 2018 год – 126,5 млн тонн).

Перевозки пассажиров составили 11 млн человек (в 2018 году -
12,3 млн человек, -10,7%).

В 2019 году объем финансирования на содержание ВВП и СГТС составил 73% к нормативному.

В навигацию 2019 года улучшены категории содержания внутренних водных путей протяженностью 244 км. Увеличены глубины судовых ходов на внутренних водных путях протяженностью 771 км, сроки действия средств навигационного оборудования – на 486 км.

Завершены работы по очередному этапу реконструкции шлюзов
№13-16 Городецкого гидроузла, закончено техническое перевооружение насосных станций канала имени Москвы, выполнены работы по реконструкции гидротехнических сооружений Волго-Донского судоходного канала, а также на объектах Камского бассейна.

Число СГТС с нормальным уровнем безопасности увеличилось на 12 сооружений.

Продолжается практическая реализация проектов по ликвидации «узких мест» Единой глубоководной системы.

В прошлом году завершены строительно-монтажные работы подготовительного этапа строительства Багаевского гидроузла, в этом году начинаем основной этап.

Продолжим мероприятия по комплексной реконструкции объектов Волжского, Северо-Двинского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов.

Рассчитываем завершить стратегический инфраструктурный проект  - ввести в эксплуатацию после реконструкции гидроузел Белоомут. Его ввод обеспечит прирост пропускной способности ВВП на 0,91 млн тонн.

 

Многие судовладельцы, включая крупные российские судоходные компании, продолжили выполнение программ развития и модернизации флота.

В 2019 году за счет собственных средств и с привлечением кредитов судоходными компаниями построено 32 морских транспортных судна.

На начало 2020 года в российских морских реестрах под флагом России зарегистрировано более 8000 судов (8283), из них около 1500 (1482) – в Российском международном реестре суммарным дедвейтом более 6 млн тонн.

Обновляется и обеспечивающий флот. В 2019 году судовладельцами построено 24 морских судна общей мощностью 83,5 тыс. кВт.

Судоходные компании, реализуя проекты по строительству флота, активно используют государственную поддержку по постановлениям Правительства Российской Федерации № 383 (возмещение затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговых платежей) и № 502 (утилизационный грант).

За счет средств федерального бюджета для несения аварийно-спасательной готовности на Балтийском море в эксплуатацию принят головной многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5-3 МВт проекта MPSV12 «Бахтемир», а на Дальнем Востоке – судно «Ка́лас».

Технический флот внутреннего водного транспорта пополнился
3 промерными судамии одним обстановочным. Заключен государственный контракт на строительство несамоходного землесоса.

Реализуется инвестиционный проект по постройке двух железнодорожных паромов для эксплуатации на железнодорожной  паромной  переправе Усть-Луга–Балтийск для обеспечения транспортной доступности Калининградской области и решения  вопроса  бесперебойного  паромного  сообщения с основной территорией России.

 

Осуществляется поэтапное оснащение морского и внутреннего водного транспорта, а также акваторий морских портов и внутренних водных путей аппаратурой спутниковой навигации глобальной навигационной спутниковой системы. В подведомственные Росморречфлоту организации поставлен
22 комплекса аппаратуры (4 автоматизированных промерно–изыскательских комплексов,10 судовых обстановочных комплексов, 1 автоматизированного технологического комплекса – автоматизированной системы координированного управления позиционированием, 4 комплексов оборудования контрольно-корректирующих станций и 3 комплексов оборудования контрольно-корректирующих станций – базовых станций автоматической идентификационной системы).

Выполнены работы по техническому перевооружению объектов ГМССБ морского района А1 порта Туапсе. Начаты работы по техническому перевооружению объектов ГМССБ морского района А1 порта Калининград, проектные работы на строительство объектов ГМССБ в морских портах Диксон и Певек.

 

В текущем году работаем над:

- подготовкой к переходу на выдачу электронных судовых документов, в части государственной регистрации судов;

- организацией внедрения на судах внутреннего водного транспорта электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации и корректуры к ним.

 

Продолжена работа по подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также по аккредитации подразделений транспортной безопасности (работа началась с «нуля» - в 2017 году).

Уполномоченным органом аттестации - Службой морской безопасности аттестовано более 8 тысяч работников (8160 человек) различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности.

В качестве подразделений транспортной безопасности аккредитовано
9 аттестующих организаций и 84 юридических лица.

 

Основной упор делается на обеспечении выполнения требований Конвенции ПДНВ.

Отраслевыми образовательными организациями выпущено более
10 тысяч специалистов (10238 человек).

В настоящее время в вузах обучается более 54 тыс. человек (54152), из которых более 33 тысячи (33585) обучаются по плавательным специальностям.

Прием на транспортные специальности составляет более 90%, подавляющее число из которого составляет прием на плавательные специальности.

Мы постоянно в контакте с потребителями кадров – отраслевыми организациями. Целевой прием позволяет давать знания и умения необходимые на предприятии, повысить качество подготовки специалистов.  По программам высшего образования в 2018 году целевой прием составил 89 человек.

Подготовка кадров ведется в соответствии с профстандартами и федеральными государственными образовательными стандартами.

В прошлом году утверждены 4 отраслевых профстандарта.

Практически закрепить приобретенные навыки по работе с судовым оборудованием позволяет обширный комплекс специальных тренажеров.

В 2019 году введен в эксплуатацию новый учебно-тренажерный корпус
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала
Ф.Ф. Ушакова» в г. Новороссийск. В этом году планируем ввод в эксплуатацию Учебно-тренажерного центра Якутского института водного транспорта.

В рамках научно-исследовательской работы разработан и введен в тестовую эксплуатацию методический комплекс для проведения квалификационных испытаний членов экипажей морских судов.

Для экипажей судов внутреннего водного транспорта и спортивно-парусных судов разработка аналогичного методического комплекса начнется в текущем году.

 

Основными задачами на 2020 год будут :

- разработка новых стандартов, учебно-методической документации

- развитие инфраструктуры вузов в рамках мероприятий ФАИП

- развитие деятельности морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей.

 

На начало текущего года в ведении Росморречфлота находилась 41 организация.

Указом Президента с апреля 2019 года полномочия собственника имущества ФГУП «Гидрографическое предприятие» от имени Российской Федерации осуществляет «Росатом».

Проведена реорганизация ФГБУ «Морская спасательная служба» в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения «Спасательно-координационный центр Росморречфлота».

На постоянной основе проводится работа по регистрации прав на объекты федерального недвижимого имущества – право хозяйственного ведения/оперативного управления оформлено на более чем
11 тыс. объектов (11014).

Минтрансом России совместно с Росморречфлотом разработан проект федерального закона, устанавливающего особенности реорганизации ФГУП «Росморпорт».

 

Не могу не остановится на работе по подготовке к одному из самых важных для нашей страны событий – праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов.

Росморречфлот во взаимодействии с Советом ветеранов осуществляет подготовку празднования Победы по разработанному плану организационных мероприятий.

В местах проведения юбилейных торжеств созданы оперативные штабы и диспетчерские службы  Администраций морских портов и Администраций бассейнов внутренних водных путей по транспортному обеспечению и обслуживанию участников и гостей празднования.

В качестве волонтеров для работы в штабах на всех крупных транспортных объектах будут привлечены студенты отраслевых ВУЗов.

Руководство Росморречфлота посетит каждого ветерана, проживающего в Москве, на местах это сделают руководители наших подведомственных организаций, чтобы поздравить их с великим праздником и оказать необходимую помощь.

Ко Дню Победы будет проведен текущий ремонт памятника в пансионате «Моряк».

Во всех отраслевых ВУЗах, на базе музеев, проводятся различные мероприятия, посвященные Дню Победы.

 

В 2020 году продолжится работа по достижению ключевых целей, обозначенных в проекте Публичной декларации Росморречфлота. Вы видите их на слайде.

И, завершая свое выступление, не могу не назвать основной вектор развития на текущий год – безусловная реализация мероприятий Комплексного плана.

Какие вызовы в этой связи мы видим сегодня?

Во-первых, это строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. От успешной реализации проекта напрямую зависит дальнейшая судьба внутренних водных путей.

Во-вторых, волатильность рубля, и, как следствие, непредсказуемость результатов объявленных конкурсов.

В-третьих, нехватка «сильных» проектных и строительных организаций приводит к невысокому качеству проектной документации и несвоевременному выполнению подрядных работ.

Всё это должно мобилизовать нас на сосредоточенный, добросовестный труд с использованием приоритетного подхода к решению поставленных перед отраслью задач.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю признать работу коллектива Федерального агентства морского и речного транспорта за отчетный период удовлетворительной.

Благодарю за внимание!


< Назад