Министерство транспорта Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

(Росморречфлот)

Касательно строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

 
 

Мероприятие по строительству Нижегородского низконапорного гидроузла реализуется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в рамках разработки проектной документации на строительство Нижегородского низконапорного гидроузла по материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее – материалы ОВОС) проведены общественные слушания, по результатам которых был сформирован перечень вопросов, замечаний и предложений, поступивших от их участников. Окончательный вариант материалов ОВОС будет разработан с учетом указанных замечаний и направлен в соответствующие органы государственной экспертизы в установленном порядке.

В части подтопления территории. По информации проектной организации, проектной документацией предусмотрен комплекс мероприятий инженерной защиты с целью исключения негативного воздействия на прилегающие территории.

В соответствии с проектными материалами проектом строительства гидроузла предусмотрено создание руслового водохранилища сезонного типа. Режим эксплуатации данного водохранилища предполагает его наполнение в весенний паводок (перед началом навигации) и спуск после окончания навигации. Учитывая данные многолетних наблюдений, для Нижегородского низконапорного гидроузла полный обмен воды в водохранилище будет происходить не реже 1 раза в 2,5 суток, что не ухудшит существующие показатели качества воды в результате замедления скорости течения. Проведенное при проектировании моделирование с использованием прогнозной геофильтрационной модели показало незначительное влияние планируемого к созданию сезонного водохранилища на гидрогеологическую обстановку прилегающих территорий Нижегородской области.

По представленным проектной организацией результатам выполненного в рамках проектирования прогноза качества воды в р. Волга в условиях дополнительного подпора, а также прогноза изменения уровней и режима грунтовых вод на прилегающих территориях, ухудшения качества воды поверхностных и подземных водозаборов, а также санитарно-эпидемиологической ситуации по сравнению с существующими условиями, не предполагается.

Предусматриваемый проектом комплекс мероприятий инженерной защиты по заключению проектной организации позволит восстановить норму осушения указанных территорий до существующего состояния.

Относительно строительства 3-ей нитки шлюза Городецкого гидроузла.
В период с 1970 года по настоящее время специалистами Гипроречтранса, ВГУВТ, МГУ им. Ломоносова, СПГУВТ, ЦНИИВТ были рассмотрены более
10 различных вариантов решения проблем судоходства на лимитирующем участке водного пути, от порогов шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла до
г. Нижний Новгород, включая вариант строительства Нижегородского низконапорного гидроузла с созданием водохранилища в его верхнем бьефе с НПУ 68 мБС, который из всех рассмотренных вариантов был признан наиболее перспективным.

Строительство 3-ей нитки шлюза параллельно шлюзам № 15-16 Городецкого гидроузла не позволит ликвидировать лимитирующий участок судоходства, приведет к дефициту пропускной способности на данном участке за счет вывода из эксплуатации шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла.

11 сентября 2015 г. состоялось заседание Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии, на котором рассматривались различные варианты подъема Чебоксарского водохранилища на 68-ю отметку, а так же варианты достройки Чебоксарской ГЭС.

В рамках указанного заседания также обсуждался вопрос обеспечения судоходства в нижнем бьефе шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла, однако информации достаточной для каких - либо выводов представлено не было.

Окончательные выводы по поставленным вопросам возможны после завершения работ по проектированию и получения заключения соответствующих государственных экспертиз.